БУДДИЗМ  

РАСПРОСТРАНЕНИЕ БУДДИЗМА В КИТАЕ

Согласно легенде, основателем буддизма является индийский принц Сиддхартха Гаутама (или Шакья-Муни), который жил на территории современного Непала между 6 и 5 вв. до н.э. Со временем у этой одной из мировых религий возникло множество различных направлений. Из них три главные - махаяна ("большая колесница"), хинаяна ("малая колесница") и тантрийская ваджраяна ("алмазная колесница") – получили распространение в Китае.

БУДДИЗМ У ХАНЬЦЕВ
Обычно считается, что буддизм махаяны проник в районы, заселенные ханьцами, в 1 в. н.э. В период между 220 и 420 гг. буддизм распространился на довольно большой территории страны. В период Южной и Северной династий (420 - 589) правящие классы поддерживали буддизм переводами буддийских сутр, строя храмы и монастыри, создавая пещеры. При династиях Суй и Тан (581 - 907) буддизм в Китае достиг высшего расцвета.
В начале эпохи Тан Китай был покрыт густой сетью буддийских храмов, пагод и монастырей. Многие из них были известны и влиятельны. Часто это были целые монастырские городки с многочисленными храмовыми сооружениями, дворцами-павильонами, с большими залами для собраний и медитаций, помещениями для библиотек и переписки сутр, а также домами и кельями для монахов и послушников. Такой монастырь был и святым храмом, и культурным центром, и гостиницей для путников, и университетом для жаждущих знаний, и укрепленным плацдармом, где в смутную пору можно было отсидеться за крепостными стенами. Обычно в нем постоянно проживало 150-200 монахов, не считая множества послушников, служек и монастырских рабов-слуг.
Эпоха Тан была золотым веком китайского буддизма, периодом его всестороннего расцвета. Однако она же стала и началом его упадка. Дело в том, что в централизованной империи, пришедшей на смену периоду Южных и Северных династий с его политической раздробленностью и междоусобицами, вновь обрело большую силу и заняло ведущие позиции конфуцианство. Со все большей ревностью и подозрительностью оно начало следить за успехами его идейных соперников - религиозного даосизма и буддизма.
Одним из первых резко и решительно против соперников конфуцианства выступил знаменитый танский поэт и философ, ученый и политический деятель Хань Юй. Он требовал расстричь всех монахов, сжечь их писания и превратить их храмы в жилища. Танские императоры, которые выводили свою фамилию Ли от легендарного Лао-цзы, благоволили даосизму и пропускали мимо ушей обвинения в его адрес, тем более, что взять с полунищих даосов было почти нечего. Зато они с готовностью откликнулись на призыв обуздать буддизм, ибо их казна терпела немалый экономический ущерб из-за усиления буддийских монастырей, увеличения их земельных массивов и собственности.
Удар был нанесен в 842-845 гг. императором У-цзуном, выпустившим ряд антибуддийских декретов. Всем монахам из числа социально сомнительных элементов (беглые солдаты, бывшие преступники) и тем, кто недостаточно строго соблюдал правила монастырской жизни (а их было немало), было приказано выйти из монашеского сословия, вернуться к мирской жизни, трудиться и платить налоги - в этом случае за ними сохранялось накопленное ими личное имущество. Повелевалось резко сократить число послушников, слуг и рабов при монастырях, а высвободившуюся их часть направить в сферу производительного труда. Вскоре по императорскому указу закрыли множество мелких монастырей и храмов, не зарегистрированных властями, а их земли отошли к государству.
По официальным данным, всего было закрыто и ликвидировано 4600 монастырей и храмов, разрушено около 40 тыс. кумирен и пагод, конфисковано несколько миллионов цин (1 цин - 6 га) земли, расстрижено 260 тыс. монахов и отпущено около 150 тыс. рабов. Удар оказался сокрушительным. И хотя со временем буддизм в какой-то мере восстановил свои позиции, такого расцвета, как в эпоху Тан, ни в экономике, ни тем более в сфере идейной, он уже не знал. Подобно религиозному даосизму, буддизм занял второстепенное по сравнению с конфуцианством место.
Начиная с IX в. стала заметно ослабевать и интеллектуальная мощь буддизма, чему немало способствовал процесс упадка буддизма в Индии за счет усиления индуизма и исламизации. Резко прекратился поток идей и приток монахов-пилигримов. Перестали ездить в Индию и китайские буддийские монахи, которые в эпоху Тан (как, например, знаменитый Сюань-цзан) совершали длительные путешествия, стажировались в монастыре Наланда и привозили с собой огромное количество новых сутр, впечатлений и идей.
Некоторое время еще продолжалось соперничество между буддистами и даосами. Эта борьба достигла наивысшего накала во времена Хубилая (XIII в.), когда ожесточенные дебаты, проходившие при дворе монгольских Властителей Китая, показали, что, хотя даосы и пользовались большими симпатиями населения, идейный и интеллектуальный перевес явно оставался на стороне буддизма. Успех буддистов при дворе Хубилая несколько поправил их дела.

БУДДИЗМ В ТИБЕТЕ, СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ КИТАЕ, В МОНГОЛИИ
Буддизм широко распространен и среди других народов современного Китая. Последователи одного из направлений буддизма, известного под названием ламаизм, проживают главным образом в местах, заселенных тибетцами, монголами, народами ту, цян и югурами.
В 7 в. царь Сонцзэнгампо под влиянием двух своих жен - принцессы Вэнь Чэн из танского императорского рода и принцессы Бхрикути из Непала - принял буддийскую веру. К 8 в. в Тибет пришли индийские монахи, распространяющие тантризм - эзотерическую форму буддизма.
На протяжении нескольких веков в Тибете продолжалась борьба между последователями местного культа бон и различными школами буддизма. В результате тантризм, махаяна и бон, перемешавшись, образовали ламаизм. Окончательный успех буддизма и завершение процесса формирования его тибетской разновидности - ламаизма - в 14 в. были связаны с именем и реформами Цзонхавы. Цзонхава видоизменил ламаизм, а позднее во главе этого направления религии стали два его основных последователя - первый далай-лама и первый панчен-лама.
В 14-15 вв. ламаизм проник из Тибета в Сычуань, Цинхай, Ганьсу и Монголию.

БУДДИЗМ В ЮЖНОМ КИТАЕ
Хинаяна ("малая колесница") пришла в Южный Китай из Бирмы в 13 в., и в настоящее время ее последователями являются в основном представители национальных меньшинств в провинции Юньнань - тай, буланы, бэнлуны, ва.
БУДДИЗМ И КИТАЙСКАЯ КУЛЬТУРА
Буддизм просуществовал в Китае почти два тысячелетия. При этом он оказал огромное воздействие на традиционную китайскую культуру, что наиболее наглядно проявилось в искусстве, литературе и особенно в архитектуре Китая. Многочисленные буддийские храмы и монастыри, величественные пещерные и скальные комплексы, изящные пагоды придали китайской архитектуре совершенно новый облик. Многие пагоды, многоярусные сооружения, символизирующие буддийские небеса, по сей день остаются ценнейшими памятниками китайской культуры, национальной гордостью Китая.
Искусство круглой скульптуры было известно в Китае задолго до буддизма. Однако именно индо-буддийская скульптура, генетически восходящая к эллинистическо-кушанскому прототипу, с характерными для будд, бодисатв и буддийских святых канонами изображений, поз и жестов завоевала популярность и получила наибольшее распространение в Китае. Вместе с буддизмом пришла в Китай и практика скульптурного изображения льва - животного, которое в Китае до буддизма практически не было известно.
Буддизм познакомил Китай с зачатками художественной прозы - жанра, до того почти не известного там. Новеллы жанра бяньвэнь, восходящие к буддийским прототипам, со временем стали излюбленным видом художественной прозы и в свою очередь сыграли определенную роль в становлении более крупных жанров, в том числе классического китайского романа.
Буддизм, особенно чань-буддизм, сыграл немалую роль в расцвете классической китайской живописи. Тезис чань-буддизма о том, что Истина и Будда везде и во всем - в молчании гор, в журчании ручья, сиянии солнца или щебетании птиц - оказал большое влияние на художников сунской школы. Еще большее воздействие на философскую мысль Китая оказали идеи чань-буддизма об интуитивном толчке, внезапном озарении и т. п.

ЧАНЬ-БУДДИЗМ
Возникло это течение в форме эзотерической секты. Название "чань" произошло от санскритского "дхиана" (сосредоточение, медитация). Древняя буддийская школа дхиана призывала своих последователей чаще отрешаться от внешнего мира и, следуя древнеиндийским традициям, погружаться в себя, концентрировать свои мысли и чувства на чем-либо одном, сосредоточиваться и уходить в бескрайние глубины сущего и таинственного. Целью дхианы было достижение транса в процессе медитации, ибо считалось, что именно в состоянии транса человек может дойти до затаенных глубин и найти прозрение, истину, как это случилось с самим Гаутамой Шакьямуни под деревом Бо.
Сутры дхианы были переведены на китайский язык. Впоследствии они стали широко известны в китайских буддийских монастырях. Как повествует легенда, чань-буддизм возник в Китае после того, как туда переселился из Индии в начале VI в. знаменитый патриарх индийского буддизма Бодхидхарма.
Чань буддизм был плотью от плоти Китая. Действительно, учению чань были присущи трезвость и рационализм китайцев. Начать с того, что чань-буддизм низвергал все канонические буддийские ценности. Не следует стремиться к туманной нирване, учил он, едва ли там, да и вообще в будущем кого-нибудь ожидает что-либо заманчивое. Стоит ли ограничивать себя всегда и во всем во имя неопределенной перспективы стать буддой или бодисатвой? Да и зачем все это, для чего?! Надо обратить свои взоры к жизни, научиться жить, причем жить именно сейчас, сегодня, пока ты жив, пока ты можешь взять от жизни то, что в ней есть.
Как бы воскресив в китайской мысли идеи раннего философского даосизма и многократно обогатив эти идеи за счет неисчерпаемых глубин индийской мистики, он призывал своих последователей не стремиться вперед, не искать Истину и не пытаться достичь нирваны или стать Буддой. Все это прах и суета. Главное в том, что Истина и Будда всегда с тобой, они - вокруг тебя, надо только уметь их найти, увидеть, узнать и понять. Истина и Будда вокруг и во всем - в пении птиц, в нежном шелесте листвы, в дивной красоте горных хребтов, в умиротворенной тиши озера, в сказочной строгости природы, в разумной сдержанности церемониала, в очищающей и просветляющей силе медитации, наконец, в радости труда, в скромном величии простой физической работы. Кто не видит Будды и Истины во всем этом, тот не сможет найти их ни на небе, ни в раю, ни сегодня, ни в отдаленном будущем. Словом, нужно уметь жить, познавать жизнь, радоваться ей, воспринимать ее во всем ее богатстве, многообразии и красоте.
В качестве средства стимулирования мысли, напряженной работы мозга чань-буддизм широко использовал практику загадок (гунъань, яп. коан). Постичь смысл коана посредством логического анализа невозможно. Вот пример: "Удар двумя руками - хлопок, а что такое хлопок одной ладонью?"
Еще одним важным и парадоксальным методом поиска Истины и подготовки посвященного к озарению, к интуитивному толчку были диалоги-вэньда (яп. мон-до) между мастером и его учеником. В процессе этого диалога, когда обе стороны обменивались друг с другом лишь краткими репликами, зачастую внешне почти лишенными смысла, значение имели не столько сами слова, сколько общий контекст, даже внутренний подтекст диалога. Мастер и ученик вначале как бы настраивались с помощью случайных взаимных сигналов на общую волну, и затем, задав друг другу тон и код беседы, начинали диалог. Цель его - вызвать в сознании ученика, настроенном на волну мастера, определенные ассоциации, резонанс, что в свою очередь служило подготовкой к восприятию интуитивного толчка, озарения, просветления.
Чань-буддизм оказал огромное влияние на развитие китайской, японской и всей дальневосточной культуры. Многие выдающиеся мастера литературы и искусства были воспитаны на парадоксах, коанах и идеях этой секты. Однако при всем своем огромном значении в жизни Китая чань-буддизм всегда оставался сравнительно малочисленной эзотерической сектой, располагавшей лишь несколькими известными центрами-монастырями.

Буддийские монастыри долгими веками были одним из главных центров китайской культуры. Здесь проводили свое время, искали вдохновения и творили поколения поэтов, художников, ученых и философов. В архивах и библиотеках монастырей накоплены бесценные сокровища письменной культуры, регулярно копировавшиеся и умножавшиеся усилиями многих поколений трудолюбивых монахов - переводчиков, компиляторов, переписчиков. Очень важно и еще одно: именно китайские буддийские монахи изобрели искусство ксилографии, т. е. книгопечатания, размножения текста с помощью матриц - досок с вырезанными на них зеркальными иероглифами.

С буддизмом связано в истории Китая очень многое, в том числе и, казалось бы, специфически китайские культурные явления. Вот, например, легенда о возникновении чая и чаепития. Чань-буддисты в состоянии медитации должны были уметь бодрствовать, оставаясь неподвижными, в течение долгих часов. При этом уснуть в таком состоянии прострации считалось недопустимым, постыдным. Но однажды знаменитый патриарх Бодхидхарма во время медитации уснул. Проснувшись, он в гневе отрезал свои ресницы. Упавшие на землю ресницы пустили ростки чайного куста, из листьев которого и стали затем готовить бодрящий напиток. Конечно, это лишь легенда. Однако фактом остается то, что искусство чаепития действительно впервые возникло в буддийских монастырях, где чай использовался как бодрящее средство. И только потом чаепитие превратилось в национальный обычай китайцев.
Буддизм был единственной мировой религией, получившей столь широкое распространение в Китае (ни христианство, ни ислам никогда не были там популярны, оставаясь достоянием лишь незначительного меньшинства). Однако специфические условия Китая и характерные черты самого буддизма с его структурной и иерархической рыхлостью не позволили этой религии, как и религиозному даосизму, приобрести преобладающее идейное влияние в стране. Как и религиозный даосизм, китайский буддизм занял свое место в гигантской системе религиозного синкретизма, которая во главе с конфуцианством сложилась в средневековом Китае.

Васильев Леонид Сергеевич. История Религий Востока. 1983 г. (с) Издательство "Высшая школа" 1983
Материалы предоставлены сайтом «Удивительный Китай»


Китайская цивилизация
Главная
Удивительный Китай
Пишите

Hosted by uCoz