Фуси или Фу Си (Fu Xi, Fu Hsi, Fu Xi Shi)
2953-2852
Фуси - мифический персонаж, научивший людей готовить мясо животных.
От этого полубожественного существа и его жены по имени Нюйва, имевших человеческие головы и змеиные тела, древние китайцы вели отсчет своей истории.
Фуси считается изобретателем календаря, музыки, первых иероглифов и супружества.
Он обычно входит в число "Трех Владык" глубочайшей древности, среди которых обычно называют Суйжэня, научившего людей добывать огонь, и Шэньнуна, обучившего их землепашеству. По преданию, Фуси научил предков китайцев варить пищу, ловить рыбу сетями, дал им брачные установления, открыл законы музыкальной гармонии и изобрел лютню(цинь) и цитру (сэ). Однако наиболее важным считается введение Фуси иероглифического письма взамен прежнего, узелкового. Ему приписывается создание двоичной системы багуа - "восьми триграмм", которые легли затем в основу знаменитой "Книги перемен" (И цзин). Изобретенная Фуси двоичная система использовалась в самых разных целях, в том числе и для предсказания будущего.
Фуси приписывается также первое одомашнивание животных и разведение шелковичных червей.
Нюйва (Nu Huo)
Нюйва - змеиноподобная полубогиня, спутница Фуси, которой приписывается починка небосвода и сотворение из глины человека.
Шэньнун или Шэнь Нун (Shen Nong Shi)
2852-2737
Шэньнун - "Божественный земледелец" - мифический китайский правитель. Второй среди "Трех Владык", он изобрел первый деревянный плуг, научил людей земледелию, скотоводству и торговле. Он первым поджарил зерна злаков на раскаленном камне. Ему же предание приписывает изобретение керамики. Судя по тому, что древнейшие образцы керамических изделий относятся к началу VI тысячелетия до н.э., Шэньнун правил в то же время. По преданиям во времена Фуси и Шэньнуна люди достигали в высоту нескольких сотен локтей. В те времена люди жили на деревьях, питаясь дикими плодами, стеблями трав и корой деревьев, и поэтому встречали на дню до семидесяти видов ядовитых трав и часто страдали от отравления.
Божественный земледелец опробовал свойства всех растений, а также качество различных вод - сладких и горьких. Так он научил диких людей распознавать, какие растения можно есть, а какие нельзя. Он же составил и первый ботанический справочник.
Шэньнуну приписывается и открытие чая.
Суйжэнь (Sui Ren Shi)
2737-2697
Суйжэнь - мифический персонаж, даровавший людям огонь.
По другим источникам он третий среди "Трех Владык" - изобретатель приготовления пищи на огне с целью предотвратить заболевания, вызываемые у людей употреблением сырых продуктов.
Хуанди или Хуан-ди (Huang Di, Huangdi)
2697-2597
По другим источникам первым керамический сосуд для приготовления пищи на огне изготовил Хуанди, а не Шэньнун.
Хуанди, или Желтый Владыка, - мифический совершенномудрый государь древности и легендарный основоположник даосизма, который правил миром после Шэньнуна. Первый из Пяти Императоров. По традиции правил он в XXVI веке до н.э.
Хуанди носил фамилию Гунсунь, а имя Сюаньюань. Уже в младенчестве он умел говорить. Он считается основоположником государственности и многих полезных ремёсел. Он развил военное дело, упорядочил пять стихий, насадил пять видов злаков, умиротворил народ, навел порядок в четырех сторонах света и обучил своих воинов сражаться, как сражаются медведи, барсы, леопарды и тигры.
Хуанди расчищал горные склоны и прокладывал дороги, никогда не зная покоя...
По преданию Хуанди учредил отсчет шестидесятилетних циклов, который он ввел якобы в 2637 г. до н.э. Желтый владыка создал также музыку, выражавшую "всеобщее благоденствие".
Хуанди изобрел магнит и колесо, возвел первые кирпичные строения и создал обсерваторию для наблюдения за звездами.
Он вел жестокую борьбу с соперником по имени Чи Йоу (Chi You) и сокрушил его.
***
Согластно мифам, Хуанди прибыл из созвездия Сюаньюань - созвездие Льва - и вместе со своими помощниками якобы научил предков китайцев делать лодки, запрягать волов в телеги, копать колодцы, изготовлять музыкальные инструменты, возводить крепостные стены, лечиться иглоукалыванием, вести астрономические измерения, составлять календарь и т.п. Легенды изображали его магом и небожителем, постигшим Дао: он был способен преодолевать любые расстояния и странствовать в беспредельности. Хуанди изготовлял удивительные самодвижущиеся повозки и треножники, прозрачные металлические зеркала и многое другое. На горных вершинах Куэнь-луня, как считают, была его резиденция.
Лин Лунь
Лин Лунь - музыкант, посланный Желтым Владыкой на поиски подходящего материала для музыкальных бамбуковых трубок в западные края, где он и нашел совершенно ровный бамбук, издававший чистейшее звучание ноты гун.
Цан Цзе (Can Ji)
Цан Цзе - изобретатель китайской письменности, помощник мифического основателя китайской цивилизации Хуанди. Как гласит предание, Цан Цзе создал знаки письма, наблюдая "очертания гор и морей, следы, драконов и змей, птиц и зверей", а также тени, отбрасываемые предметами.
(Древнейшие пиктограммы обнаружены на территории провинции Шаньдун, датируются 2800-2500 гг. до н.э. и принадлежат культуре Давэнькоу (Da Wen Kou)).
Чжуаньсюй (Zhuan Xu)
2513-2435
Император Чжуаньсюй - внук Хуанди. Второй из Пяти Императоров. Был спокойным и глубоким в своих помыслах и решал дела, вникнув в их суть. Умножал богатства, исходя из строения земли, действовал, сообразуясь с временами года, подражая Небу.
Яо (Yao Di)
2357-2255
Император Яо, его звали Фаньсюнь. Третий из Пяти Императоров. В китайской историографии почитался как образцовый правитель, который был настолько бескорыстен, что передал трон не собственному сыну, а некоему Шуню, человеку бедному, но мудрому.
Согласно легенде, Яо изобрел игру вэй-чи ("облавные шашки"), чтобы просветить своего нерадивого сына. Однако сын так и не проявил интереса ни к чему, кроме вэй-чи. Когда пришло время избрать приемника, Яо поэтому указал не на собственного сына, а на Шуня, отдав за него замуж двух своих дочерей. Сына же изгнал в отдаленную провинцию.
Любовью к людям Яо был подобен Небу, а мудростью - небесным духам. К нему устремлялись, как к солнцу, на него взирали, как на радужное облако. Он был богат, но не заносчив, знатен, но не надменен. Он носил желтую повязку и черную одежду, ездил в красной коляске, запряженной белой лошадью. Яо являл добродетели, которые приводят всех к повиновению, и так водворял в мире порядок и согласие...
Шунь (Shun Di)
2255-2205
Император Шунь - четвертый из Пяти Императоров. Когда он пахал землю у горы Лишань, все, кто жил в тех местах, стали уступать друг другу межи. Когда он ловил рыбу на озере Лэйцзэ, все, жившие у озера, стали уступать друг другу места для рыбной ловли. Когда он гончарничал на берегу Желтой реки, вся посуда, выделываемая там, не имела изъянов.
Отец Шуня был склонен к порокам, мать сварлива, а младший брат - заносчив, и все они хотели убить Шуня. Но Шунь во всем слушался их, не нарушая сыновнего долга. Когда хотели убить Шуня, не находили его, когда же от него что-то требовалось, он всегда оказывался рядом...
Шунь, как и Яо, передал трон достойнейшему из своих служащих - Юю.
Великий Юй (Yu)
2205 - 2197
Юй - пятый из Пяти Императоров. Он трудился до изнеможения, чтобы обуздать потоп и навести порядок на земле.
Император Юй прорубил девять гор, устроил стоки для девяти озер, проложил русла для девяти рек и установил границы девяти областей, от каждой из которых подносили дары сообразно занятиям ее жителей. Голос Юя служил основой для музыкальных тонов, а его тело - для мер длины и веса. Он был неутомим в делах, сохранял величественный вид и для всех служил примером. Он скромно одевался, питался простой пищей, но с почтительностью служил духам. Живя в бедном жилище, он ничего не жалел для устроения водных путей. По суше он ездил в повозке, по воде передвигался на лодке, по грязным местам ходил в мокроступах, по горам ходил в обуви с шипами.
Великий Юй до сих пор знаменит, как правитель, усмиривший воды Хуанхэ. Сначала император Шунь, правивший страной перед Юем, поручил отцу Юя, Гану, решить эту проблему. Ган избрал метод укрепления берегов дамбами, в тех местах, где чаще всего случались наводнения. Но через девять лет река вышла из берегов повсюду. Шунь был страшно рассержен, отстранил Гана и назначил на его место Юя.
Юй, наученный горьким опытом отца, избрал иной путь, прорыв канал, по которому спустил воду к морю. Он вложил всю свою душу в это дело. Осуществление замысла заняло у него 13 лет.
Позже, восхищенный деянием Юя, Шунь передал ему свой трон.
Великий Юй был последним легендарным правителем наивного общества, в котором правитель мог быть избран в соответствии с его заслугами.
Цы, сын Юя оказался тем, кто положил конец этой практике. Он убил человека, избранного на правление его отцом, и основал династию Ся, учредив институт наследственной власти.
Ся Ци (Xia Qi)
2197 - 2188
Ся Ци - сын Великого Юя. По одной версии Ся Юй передал трон своему последователю И (Yi ), который не был популярен в народе. В результате голосования, проведенного среди нескольких князей, царем был избран Ци, сын Юя. По другой версии Цы, сын Юя, убил человека, избранного на правление его отцом, и учредив институт наследственной власти, основал первую в Китае династию - Ся.
Ся Цзе (Xia Jie)
1818 - 1783
Ся Цзе - последний правитель династии Ся. После своего восхождения на престол император Цзе (Jie), несмотря на хаос, царивший в стране, продолжал жить в свое удовольствие, день и ночь развлекаясь с наложницами и отдавая приказы, касающиеся возведения великолепных дворцов.
Ся Цзе - один из самых пресловутых правителей в китайской истории. Однажды он позабавил себя и свою жену, приказав 3000 людей утопиться в пруду с вином. Чиновник Гуань-Лун Фэн (Guan-Long Feng), который призывал Ся Цзе отказаться от этого злодеяния, был заключен в тюрьму и казнен.
В конце концов, в небольшом княжестве Тан произошло восстание, которое привело к свержению деспотического правления Цзе. Династия Ся пала.
Древнейшая история
|